Самый загадочный шедевр Средневековья – криптоживопись Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Его можно долго разглядывать, расшифровывать, читать, в некотором смысле, но без пояснений не разобраться.
Триптих «Сад земных наслаждений» чем-то напоминает современные модульные картины, где общий сюжет, но каждое изображение имеет логическое завершение. Здесь зашифровано невероятное послание потомкам от Босха – яркого представителя Позднего Возрождения.
В чем смысл самой непонятной картины XVI века?
Иероним Босх был интересной и непредсказуемой личностью. Поэтому нет ничего удивительного, что его живопись – сплошь зашифрованный символизм. Одни утверждали, что он ревностный католик, другие угадывали в нем «адамита» (средневековые нудисты) или представителя секты катаров, увлекавшихся символизмом.
Известно, что художник принадлежал Благочестивому Братству Богоматери. БББ – городские активисты того времени, прихожане Кафедрального собора Св.Иоанна. Лютеране дали миру Эпоху Духовного Пробуждения, катары внесли ересь, которую церковь столетиями пыталась искоренить в Европе. Возможно, «Сад…» Босха был всего лишь пародией на «левое» учение, искажающее канонические сюжеты.
В «Саду земных наслаждений» Босха все смешалось – божества и демоны, святые и грешные, ноты и книги, музыкальные инструменты и орудия пыток, звери и птицы. Возможно, зашифрованные послания нужно читать по названию первых букв существ. Но многие монстры и непонятного происхождения существа не имеют названия. Поэтому его «Сад…» – самое известное и непонятное произведение гениального фламандца.
Ерун ван Акен сам родом из Нидерландов. «Иеронимус Босх» – автограф на всех его картинах (созвучно с иронией). В 1517 году отмечено первое упоминание об этом художественном произведении (описание имущества семейства Нассау в Брюсселе). В мадридскую коллекцию испанского короля Филиппа II триптих попал с другими шедеврами в 1936 году, когда началась гражданская война. Средневековый шедевр написан в 1500 –1510 годы, оригинал хранится в Мадриде, в музее Прадо.
Удивляет манера живописи с выразительной прорисовкой фигур людей и животных, распределением света и отсутствием теней. Кто-то пытался воспроизвести звучание нот, но это не дало ключей к разгадкам послания Босха.
«Садом земных утех» Босха триптих стал в ХХ веке. До этого его называли по греху сладострастия Luxuria. Были и другие версии, связанные с райским наслаждением и адскими муками. Понятно, что через любовь к греховным утехам «сад» превращается в «ад», из которого никто не сможет выбраться. Как говорится, «картина маслом», закрывающаяся книгой, на деревянных дощечках 220х389 см.
Символика каждой части триптиха
Левая створка триптиха самая «понятная», здесь изображен Эдем или Рай земной до грехопадения. Первые люди, не знавшие отвержения Бога из-за греха, еще не встали на путь смертной плоти. Рай имел идеальный порядок вещей без хаоса и упадка. Но удивляет, что вместе с изображением Иисуса, Адама и Евы, которым Бог дает наставление, есть алхимические и эзотерические аллегории.
Центральная часть триптиха «Сад земных наслаждений», скорее всего, показывает круговорот жизни, куда попадают люди после грехопадения со вкусом губительного плода. Демонические существа и предлагаемые ними соблазны вовлекают человечество во всякие вредные похоти, отдаляя от Бога. Они приближают к вечному пребыванию в аду без шанса на спасение. Люди, отказываясь от всего возвышенно-духовного, со всей страстью отдаются плотскому – пресыщенности греховными наслаждениями.
Вполне логично, что правая створка – ад, то место, куда идут все грешники, не принявшие искупительную жертву Христа. Собственными силами никто не может расторгнуть ярмо греха. Видимо, именно об этом Бог предупреждал первых сотворенных людей с центральной зарисовки на левой створке Триптиха Босха «Сад земных наслаждений».
В этой части гениального творения отражены демонические существа и орудия адских пыток. Скорее всего, это порожденные фантазией Иеронима Босха символы и представления католиков об адских муках. Есть вещи, которые сложно придумать адекватному человеку. Эти монстры – что-то из ряда ночных кошмаров, поразивших воображение гениального художника эпохи Возрождения.
Символика средневекового шедевра
Имея общее понимание о замысле модульной картины «Сад земных наслаждений», сложно с уверенностью сказать, что все это обозначает. Обнаженные фигуры, непонятные фонтаны, недоделанные сооружения и монстры без названия. Что это? Кошмары и галлюцинации средневекового гения? Карикатуры на учение катаров и эзотериков или собственные переживания от раздумий о смысле и пути творения? Попробуем разобраться с подачи авторитетных экспертов, толкователей и знатоков.
Христос – центральная фигура первого изображения. Катары справедливо считали его Спасителем и антагонистом дьявола, который пришел в Сад Эдемский, чтобы искушать и посеять зерно недоверия Богу. В левой створке триптиха Босха «Сад земных наслаждений» Он Еву представляет Адаму, сотворив как помощницу и жену.
Первые люди – Адам и Ева. Вероятно, Создатель Вселенной дает им наставления, предупреждая о последствиях отпадения от Бога. Судя по тексту «Бытия» в Библии, Он дает поручение «плодиться и размножаться, наполняя землю». Им еще неизвестно, что такое «добро» и «зло», поскольку сатана в образе древнего змея не приходил посеять неверие, расспрашивая Еву, «подлинно ли сказал Бог?».
Катары считали женщин порочными от начала, оправдывая мужскую похоть. Адамова природа во всей «красе» раскрыта в центральной части триптиха Босха. После «презентации» запретного плода древний змей ушел. Ева захотела попробовать плод дерева познания добра и зла, позже поделившись с Адамом. После того Адам обвинил Бога и Еву в соблазне, вместо покаяния, потеряв отношения с Богом.
Сова – символ князя тьмы на картине Босха «Сад земных наслаждений». Ночной хищник наблюдает за происходящим, изначально погрузив во зло человеческую природу. Эта птица в качестве наблюдателя присутствует во многих сюжетных композициях, наполненных символизмом.
Кошки-мышки – бесконечная игра с душами, которые рано или поздно попадаются хищникам. «Ненасытность» падшей природы – одно из проявлений плоти. Один из сюжетных акцентов – «несостыковка» с описанием Рая, где лев обедает, вместо того, чтобы мирно возлежать с агнцем (молодой овечкой).
Фонтаны – эзотерический символ. Необычная пародия на источник живой воды Эдема. Вода – символ жизни, которая используется церковной практике (крещение, омовение). Катары многие ритуалы отвергли. У Босха в фонтане есть сфера как сотворенного мира, откуда выглядывает сова, натворившая много зла. Искусствоведы усматривают в этом второй подтекст – рак (хитиновый розовый фонтан) и сова в нем (Сатурн) отражают астрологическое указание на время грядущего Судного дня.
Обнаженные фигуры с любовными забавами – отражение бесстыдства. Утехи на лоне природы – символическая отсылка к популярному в Средневековье сюжету «Сада любви». На первый взгляд может показаться, что это «детство человечества», но при внимательном рассмотрении понятно, что все поражено моральным разложением.
Музыкальные инструменты – символ одного из способов плотского наслаждения, «язык души и тела». Во времена Возрождения музыка получила новый виток развития, разделившись на «церковную» и «светскую». Она поглотила фигуры, изображенные в «Саду земных наслаждений» Иеронима Босха.
Жемчуг. На память приходит библейское выражение «не мечите бисер перед свиньями». Жемчуг – драгоценные истины, данные Христом, но отторгаемые падшим человечеством. По версии катаров, сферическая жемчужина символизирует чистоту души, светоносное ядро – все, что осталось у людей от сотворения. У Босха жемчужины рассыпаны в грязи.
Клубника и другие ягоды. По мнению исследователей символизма эпохи Возрождения, ягоды были отождествлением манящего греха и иллюзорных удовольствий. В саду греховных наслаждений множество разных плодов.
Круговорот всадников, движущихся против часовой стрелки – олицетворение перевоплощений, как утверждают эзотерики. Однако в Библии нет никаких подтверждений – каждая душа по завершении телесной жизни даст отчет перед Богом. Возможно, хоровод символизирует круг страстей, из которого невозможно вырваться. Движение в обратную сторону – очередная ирония Иеронима Босха над средневековой астрологией и зодиакальным кругом.
Птицы. Во времена Босха водоплавающие пернатые считались «низкими тварями», любившими окунаться в грязную воду. Лебедь – символ непорочности, почитаемый Благочестивым Братством Богоматери, где состоял гениальный художник. Черные перелетные птицы – символ возрождения зла, а полое яйцо – пустота души.
Дерево смерти. Смешанный образ, состоящий из разнородных предметов, отражающих бренную оболочку земной жизни души, пустоту и неверие. Растение-монстр в триптихе «Сад земных наслаждений» олицетворяет пагубную сущность материального мира.
Прозрачная сфера с любовниками – символ хрупкости отношений, построенных на похоти. В те времена была популярна поговорка «Стекло и любовь, как же они недолговечны!» Отгородившись стеклом, грешники чувствуют себя защищенными, но их утехи для всех очевидны.
Рыба встречается реже другой символики. Во времена первых христиан это был образ Апостолов или «ловцов душ», которых они отвращали от греха. У Босха рыба несет двойную смысловую нагрузку. Мертвая рыба – это «тухлятина», символизирующая внутренне растление, пища падальщиков. Это знак зодиака и просто символ легкой добычи.
Символика правой створки
Ужасы адских пыток – правая часть триптиха. Наиболее загадочная створка «Сада земных наслаждений» Босха, где Эдемский Сад логично перетекает в ад, вследствие поглощения грехом и отвержением Бога-Творца.
Катары склонялись к тому, что Бог сотворил ад не для людей, а для падших демонических существ. Это бывшие Ангелы, которых прельстил сатана, когда пожелал утвердить свой престол выше Божьего Престола. О свержении с Небес падших ангелов написано в Библии. У Босха показаны некоторые уровни ада, где должны пребывать демоны и грешные души.
Музыкальный ад – продолжение темы центральной части «Сада наслаждений». Поговорка тех времен «похоть – музыка плоти» нашла необычное развитие. Легкомысленные развлечения, как часть плотских утех, в символизме Босха преобразуются в орудия пыток и фаллические символы в обнаженных задах содомитов.
Меланхоличное чудовище – один их странных образов метафорической картины. Невозмутимый «лик», которого ничего не смущает в происходящем вокруг, хотя его основание давно умерло и растрескалось. Полое яйцо – символ пустых развлечений. Лодки – символ пристрастия к алкоголю, когда постоянно «штормит».
Монстр с головой птицы – сам дьявол, пожирающий грешные души с отсутствием жалости. Сидя на «позорном стуле», он испражняется в выгребную яму. Горшки и голове и ногах отражает неверие и безысходность.
Игральные карты – символ азартных игр, которые прямой дорогой ведут в ад. «Тройка, семерка, туз», перевернутый карточный стол, брошенные игральные кости и демон, предлагающий еще одну партию в нарды – символы одного порядка. Это доказательство приверженности плоти к греховному времяпровождению. Ирония Босха в «Саду земных наслаждений» – нет семерки, которую он, якобы, припрятал для финальной игры.
Лестницы – путь к самопознанию без помощи Бога, упование на тайные знания и собственные возможности. Это популярный символ времен Позднего Средневековья – подъем завершается падением (у Босха – грехопадение).
Свинья – еще один символ пьянства в «саду наслаждений». Здесь с ней обнимается грешник в головном уборе монаха, что отражает желание сохранить ясность ума. Но падшая плоть побеждает разум. Двойной смысл иронии Босха – насмешка над лицемерием католической церкви, желающей до последнего сохранять «святое» лицо.
Ножи и коньки – символы хождения по краю лезвия, балансируя между грехом и святостью. Нож – символ предательского нападения и затяжных мук от смертельной раны. Лезвия коньков – скольжение по самому нижнему уровню ада, где, как полагали в Средневековье, черный лёд. Один из конькобежцев держит надпись «лень» – лучший способ прожить бесполезную жизнь.
По мнению экспертов, «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха – не просто критика разных учений, но и возможность отразить растление души. Обманутые мужья, спящие среди рогов, обольщение обнаженными телами с оправданием «безгрешной» сексуальности, аморальные наслаждения содомитов – следствие утраты душевной чистоты падшим человечеством. В свое время триптих Босха подвергли жесткой критике, называя «манифестом сектантов», поэтому он его скрывал, пока утихла шумиха, затем продал.
Картина «Семь смертных грехов» во многом перекликается с его символикой в «Саду наслаждений».