Во все времена людей притягивали далекие космические объекты, но не так часто их рисовали художники. Картина Ван Гога «Звездная ночь» (1889 г.) остается одним из лучших примеров новаторского изображения ночных пейзажей. Здесь столько неразгаданных тайн – он увидел недоступное простому обывателю, опередив время.
В чем историческая ценность «Звездной ночи»?
Бытует мнение, что надо быть очень талантливым и слегка сумасшедшим, чтобы рисовать такие полотна, как у Дали, Пикассо, Мунка или Ван Гога. Его картина «Звездная ночь», равно как и некоторые другие работы, оказали несомненное влияние на развитие живописи ХХ века.
Полотна гениального голландца существуют вне времени, в них есть некий философский смысл, но нет места обыденности. Он действительно страдал от психических расстройств. Картины, существовавшие в его голове, для него они были ценнее, хотя он не оставил их человечеству. А первый эксперимент с яркими звездами назывался «Кафе Терраса ночью».
Как бы следуя исканиям парижских импрессионистов, постимпрессионист Винсент Ван Гог дал свою версию сияния звезд. Но только в его манере живописи нашлось место для того, что не было известно его современникам. Свет далеких звезд виден такими, какими они были очень давно, и нам не дано знать тайны Вселенной.
В подобной манере была написана и картина «Звездная ночь над Роной», которую он считал более удачной, чем всемирно известный шедевр. Однако среди его шедевров упоминают именно тот вариант, а не этот. В одном письме он упомянул: «Стоит попытаться нарисовать звездное небо, так же как днем я пытаюсь нарисовать зеленый луг с одуванчиками». Однажды отрекшийся от Бога атеист также упоминал: «Я испытываю непреодолимую потребность в религии, поэтому выхожу ночью на улицу, чтобы рисовать звезды».
Стоит обратить внимание на закручивающуюся спираль галактики, которая отчетливо видна в центре изображения «Звездной ночи» Ван Гога. Как он мог об этом знать? Для этого нужен мозг космического масштаба! Он хотел изобразить звезды в гиперболизированной подаче, намеренно увеличив формат. Но откуда эта спираль в центре? Только в конце ХХ века, используя мощнейшие телескопы, ученые заметили эффект турбулентности галактик.
Одни спирально закручиваются, другие раскручиваются, 15% с левым вращением, остальные – с правым. У людей примерно такое же соотношение левшей к остальным гражданам. Но все эти знания стали достоянием общественности примерно через 100 лет после написания картины великим художником, находившимся в лечебнице для душевнобольных.
Поразительно, что Ван Гог знал о других измерениях, что «Земля – такое же небесное тело, как и звезда», хотя не пользовался телескопом. Через некоторое время художник отказывался свою «Звездную ночь» считать неким возвратом к религиозным или романтическим настроениям.
Искусствоведы предполагают в этом жизненном периоде склонность Винсента к видениям, подобным последней книге Библии – «Откровению Иоанна Богослова», а не признаки сумасшествия в чистом виде. Сейчас сложно рассуждать о видениях в его голове, о том, что он знал (или не знал) о космических объектах, но задолго до этой картины получил популяризацию рисунок зарисовки галактики «Водоворот» Уильяма Парсона.
Исторические предпосылки создания картины
Сложно рисовать с натуры, когда художник находится в заточении – в тюрьме или сумасшедшем доме. Да-да, именно там находился в то время Винсент Ван Гог, написавший «Звездную ночь». Как он писал в своих заметках своему брату, из его окна было видно только поле пшеницы, далекий кипарис и удаленная деревня. Эскиз гениального художника, хранящийся в библиотеке-музее Моргана, называется «Пшеничное поле в Сан-Реми-де-Прованс».
Ван Гог изобразил реалистичный пейзаж простыми средствами, поскольку в то время ему было запрещено писать картины в привычной манере, только угольком. После конфликта с Гогеном, описанном его биографами, и потери части уха, целый год Ван Гог прожил в Провансе. Это было в Сен-Поль-де-Мозоль – больнице для душевнобольных.
Художник время даром не терял даже в заточении. С мая 18890-го по май 1890 год Ван Гог создал несколько своих шедевров и эскизных набросков. Поскольку вид из восточного окна всегда был одинаковым, ему приходилось варьировать зарисовки, используя варианты освещения разного времени суток и сезонные изменения. Что-то приходилось домыслить, например, визуально приблизить удаленный кипарис к центру композиции. Детали деревни на картине «Звездная ночь» – вымышленные.
Вот еще более полный фрагмент.
Увеличено изображение Венеры на ночном небе, которая в предрассветные часы притягивала к себе внимание художника. Он называл ее «утренней звездой», но в то время Венера действительно была максимально приближена к Земле. Так или иначе, человечество до сих пор пленяет Млечный путь грубыми мазками, а также звезды, которые восторгали гениального «сумасшедшего», сделавшего этот набросок за одну ночь примерно за год до смерти.
Творческое наследие Ван Гога и влияние на современное искусство
Творческим людям свойственны депрессивные и «пограничные» состояния, как называют психиатры непонятные обывателю душевные муки. Но именно на стыке реальности и «другого» состояния ума и рождаются многие шедевры в искусстве. Есть у этого постимпрессиониста более «понятные» картины. Своеобразная манера голландского художника конца XIX века всегда узнаваема. Подобным образов написан и его «Автопортрет».
Сложно понять многие его поступки, такие как инцидент с левым ухом или желание жениться на беременной проститутке из жалости. Он приобрел натурщицу, но потерял друзей. Начал как простой пейзажист, но вошел в историю как новатор европейской школы живописи и гениальный художник. В его полотнах много символизма, а творческим девизом стала мысль: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».
Известность пришла к нему не сразу, первые работы была проданы очень дешево. Самым дорогим полотном, проданным при жизни, стали «Красные виноградники в Арле». А самыми популярными сегодня считаются его «Подсолнухи».
В своем письме брату Тео он указывает на картины как на свое «потомство», поскольку собственных детей у него не было. Иными словами, это и было его наследие (в творческом контексте). Признание художник получил после первой выставки, а мировую известность обрел только после смерти. Его крупные «жестикулярные» мазки на холсте переняли другие художники. Сегодня даже начинающие пробуют работать в этой манере, создавая свои поп-версии.
Вариации «Звездной ночи» в современной культуре
Многим людям присуще желание рисовать, но это не сопоставимо с настоящей живописью. Сегодня известные картины растиражированы, получив новую интерпретацию. Есть немало талантливых изображений, копирующих Джоконду зернами кофе.
Благодаря соцсетям, популяризируются талантливые работы из соли и перца на полированной столешнице в виде портретов современников. А кто-то просто учится на полотнах Ван Гога.
Технические возможности современного мира настолько широки, что можно любой понравившийся шедевр по-своему перерисовать и распечатать на принтере. Всемирно известное полотно станет элементом декора или акцентной стеной. Например, в подаче настенного панно или в виде
модульной картины. Получится неподражаемая инсталляций в дизайнерском интерьере.
Известные репродукции также можно рисовать пальцами, делая мазки, или упражняться в пиксельной технике. Проще всего вышивать крестиком или бисером – благо, есть доступные схемы для любителей рукоделия.
Используя заготовки, легко подражать великим художникам. Хорошим примером будет готовая алмазная вышивка по образцу «Звездной ночи» Винсента Ван Гога – ну, чем ни шедевр?!
Все более популярными становятся раскраски по номерам, с которыми справится любой подросток, не обладающий художественными навыками. Рисунки полимерной глиной, выкладывание нарезкой цветной проволоки, изображения из крупы, любых подручных материалов – похвальны любые эксперименты.
Можно как угодно тиражировать этот сюжет – вышить диванную подушку или заказать фотообои на всю стену в любой манере, даже под «разукрашку» в детскую комнату. Однако настоящий шедевр гениального художника из Нидерландов экспонируется в Нью-Йорке – это Музей Современного Искусства. Владельцем картины была Жоржетта ван Столк (Роттердам), но в 1939 года она ее продала французу Полю Розенбергу, у которого американцы перекупили ее для своей галереи искусств в 1941 г. Сегодня коллекционеры готовы отдать за это небольшое полотно десятки миллионов долларов.