Всемирно известная картина Васнецова «Богатыри» (1898 г.) считается одним из лучших иллюстративных изображений персонажей русского былинного эпоса. В знаменитой историко-былинной картине интересны не только богатыри, но каждая деталь, тщательно прописанная кистью мастера. Великий художник брался за любые сюжеты, превосходно внедряя «настроение» природы. У него она рассматривается в качестве одного из второстепенных персонажей.
Меценат Третьяков неотрывно глядел на полотно размером 295х446 см, затем сразу же решил его приобрести под впечатлением от увиденного. Павел Третьяков не был многословен, чтобы не набивать цену бесспорному шедевру, но с поспешность увез «Богатырей» Васнецова к себе в имение под Москвой. Сегодня это одно из лучших полотен Третьяковской галереи.
Кто стал прообразом «Богатырей»?
У Васнецова есть картина «Илья Муромец», это более поздняя работа (1914 г.). Она не принесла художнику такого же успеха, как «Три богатыря», хотя просматривается общее сходство. Илья Муромец здесь изображен в стремительном движении на том же вороном коне, приметного по белой голени задней левой ноги выше копыта. Сам богатырь выглядит намного моложе, не такой грузный, но более свирепый воин. Где его сотоварищи?
В то время, когда создавалась эта иллюстрация былины, в культуре российской империи была очень популярна тема народного эпоса. Однако никому из художников-передвижников не удавалось так реалистично изображать былинных персонажей, как получалось у Васнецова. Картина Васнецова «Богатыри» – настоящий символ могущества Руси, один из самых впечатляющих шедевров отечественной школы живописи.
Тема фольклора – центральная идея его творческих изысканий, из-за которой он перестал писать «обычные» картины и портреты. Но самое интересное то, как живописец находил такие реалистичные лица для своих сказочных персонажей! Исполинские воины, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, выглядят так, словно вот-вот сойдут с коней и протянут мускулистую руку, чтобы поздороваться с посетителями картинной галереи.
Три вековых дуба, виднеющихся из окна в имении Абрамцево, где Васнецов часто гостил у мецената Мамонтова, породили в нем идею картины. От начала воплощения замысла «Богатырей» Васнецов работал почти 30 лет, хотя попутно занимался и другими полотнами. Все было продумано до мелочей – композиция, масть коней, природа заднего вида, пасмурная погода.
Народный любимец, герой былин и сказаний, Илья Муромец – реальная историческая личность. Завершив свою кровопролитную карьеру, на старость лет он сделался монахом-отшельником при Киево-Печерской лавре, о чем есть подтверждения в местных летописях.
Прототипами могучего воина с открытым добрым лицом для картины «Богатыри» Васнецова числилось несколько человек. Это и владимирский крестьянин, и сильный кузнец из Абрамцево, и московский извозчик – «эдакий здоровенный детина», как упоминал о них сам художник.
В отличие от Ильи Муромца, Добрыню в былинах описывают как молодого воина крепкого телосложения с умным лицом и проницательным взглядом. Возможно, живописцу не удалось подобрать подходящего натурщика, поэтому он писал его с престарелого человека, умудренного жизнью – В.Д.Поленова. Некоторые черты он дописывал с себя и своего отца.
На картине «Богатыри», где изначально слова «три» не упоминалось, слева – самый молодой воин. Согласно преданию, Алеша Попович отличался веселым нравом, играл на гуслях и хорошо пел, рассказывал небылицы. Он был душой любой воинской компании на охранной (пограничной) заставе.
Возможно, Илья Муромец взял его под свое покровительство, чтобы вырастить из потешного помощника настоящего бойца. Высокорослый и красивый сын мецената Мамонтова с лучистыми глазами вполне соответствовал этому описанию. Поэтому для картины «Три Богатыря» Васнецову не понадобилось других натурщиков.
Богатырское облачение
Первое, что бросается в глаза – облачение Ильи Муромца и его соратников. Знаменитая картина Васнецова «Богатыри» впечатляет крепким телосложением главных героев и их массивными кольчугами. Это и понятно – небольшой мужичок «хилого» телосложения не смог бы носить на себе доспехи весом от 20 до 40 кг, при этом обороняясь от недругов земли русской.
Кони под «железными» всадниками тоже должны быть сильными. Зачастую попона боевых лошадей тоже была снабжена металлическими накладками. Вся сбруя и полностью экипированные богатыри должны бели внушать ужас вражеским лазутчикам и небольшим группкам сборщиков дани, обиравшим пограничные селения. Подобное снаряжение Васнецов использовал и в более ранних работах, например, когда задумал «Витязя на распутье» (1882).
Чтобы прописать в деталях готовые наброски, художнику пришлось брать в аренду настоящие воинские кольчуги и наряжать в них людей крепкого телосложения. Своих будущих персонажей он долго держал в воображении, а натурщиков во всем облачении усаживал на коней для реалистичности. Лица на картине Васнецова «3 богатыря» были завершены в последнюю очередь.
Школьникам, изучающим историю своей страны, рассказывают много интересного, чтобы воспитывать здравый патриотизм. Однако некоторые детали принято умалчивать, чтобы дети не задавали лишних вопросов. К примеру, многие россияне почему-то думают, что это только у их предков были богатыри в кольчужном облачении, но это, мягко говоря, полуправда.
Раскопки более чем 2000-летней давности подтверждают, что кольчужные рубахи были частью облачения конницы у разных народов – от скифов до норманнов. Хауберк или кольчужная рубашка, вместе с чулками, съемным капюшоном и нагрудником, составляла несокрушимую броню, особенно с нагрудными латами. Точно не известно, чьи доспехи срисовал Виктор Михайлович, но у «Богатырей» с картины Васнецова свои разновидности кольчуг.
Воины Римской империи носили облегченный вариант металлического облачения, и каждый нагрудник чеканили по форме тела своего обладателя. Кольчужные доспехи есть на древних изображениях разных эпох, включая кельтов и японских самураев. Процесс плетения одежды из крепкой железной проволоки был очень трудоемким и дорогостоящим.
Поле битвы с павшими воинами часто обирали жители той страны, где происходило сражение. Снаряжение ценилось, его хранили, чтобы передать облачение в свою армию или показывать потомкам. (Картина «После побоища», 1880 г.)
Даже на реконструкцию «железных рубашек» для музейных собраний часто тратят годы. То, что можно увидеть в сериалах об Османской империи или в других исторических фильмах – пластиковые одежды, покрытые серебристой краской. Для массовых сцен их вяжут из грубой серой пряжи – имитация кольчуг намного легче и дешевле. Актерам намного проще управляться с мечами и копьями, чем персонажам картины Васнецова «Три Богатыря».
Интересные подробности о «Богатырях» и их конях
Впечатляет не только масштаб полотна, но и сама былинная атмосфера, где действительно «русский дух и Русью пахнет»! Главный персонаж – могучий воин Илья Муромец на буйном вороном коне. Судя по массивной сбруе в виде тяжелой цепи, не каждый мог совладать с таким конем-тяжеловозом. Кто бы сумел укротить такое животное, если не настоящий богатырь?! Только человек недюжинной силы, такой как изображен в картине «Три Богатыря», Илья Муромец.
В народе ходили о нем легенды. Илюша рос скромным добродушным ребенком, но хворь уложила его на печь на долгие годы. Однако в 33 года он наполнился могущественной силой, когда за него помолились странствующие монахи. Узнав, что «ворог у ворот, а боронить некому», сын крестьянина Ивана прибыл на службу к Киевскому князю Владимиру, чтобы возглавить оборонное войско.
Меньше всего известно о персонаже, изображенном в картине Васнецова «Три богатыря» слева от Ильи Муромца. Добрыня, близкий родственник Великого Киевского князя Владимира, сидящий на белом коне с червленым щитом в левой руке, вынимает меч из ножен, показывая готовность к сражению. Похоже, что ему достался более покладистый конь – он чутко реагирует на настроение своего хозяина.
Добрыня Никитич вглядывается вдаль, его конь, расширив ноздри, жадно хватает легкий ветерок. Хозяина этого коня с картины «3 богатыря» описывали как образованного, по тем временам, человека с тонкими чертами лица и проницательным складом ума. Судя по дорогой сбруе и щиту под «маков цвет», он был состоятельным человеком – за свою кольчужную броню и все обмундирование тогда платили мастерам сами воины.
Степенный, рассудительный человек не спешил ввязываться в передряги, но и трусоватым не был. Как говорили очевидцы, «брал врага за шкварник не только силищей богатырской», но и непредсказуемыми решениями блистательного ума, потому и всегда одерживал победу в неравной схватке.
Уравновешивая олицетворение силы и мудрости, справа на картине Васнецова «Богатыри» сама «удаль молодецкая». Этот образ не только был широко представлен в славянском фольклоре, его широко растиражировали в современном кинематографе и мультипликации.
Сегодня люди теряются в догадках, где «предания старины глубокой», а где просто вымышленная сюжетная линия с забавными приключениями. Под стать хозяину и конь! Молодой красивый богатырь, держащий лук и «гусли звончатые», слегка придерживает гнедого коня, беззаботно пощипывающего траву.
Что рассказывали очевидцы об истории картины?
Васнецов не спешил оформлять эскизный набросок, превращая его в полноценную картину. Гениальный русский живописец давал себе отчет, что на детализацию и поиск выразительных средств уйдут годы или даже десятилетия, поэтому хотел отказаться от реализации масштабного замысла.
Поделившись заманчивой идеей, он передал эскиз своему другу, художнику Василию Поленову. Но мудрый приятель предвидел, что картине суждено быть. Он пообещал вернуть первый вариант «Богатырей» после того, как миру будет явлен настоящий шедевр Васнецова.
Так и случилось – Поленов предотвратил самое легкомысленное решение великого русского художника, а тот набросок дожил до наших дней. Первый этюд маслом представлен в доме-музее Василия Поленова. Не исключено, что над хрестоматийными образами картины «Три богатыря», в определенной мере, поработали оба художника.
Сложнее всего было выбрать подходящий пейзаж для гениальной картины. В тех лесистых и болотистых местах, где часто бывал художник, поле с перелесками – большая редкость. Однако то, что все видят на картине, органично подчеркивает общее настроение былинной иллюстрации.
Фигуры богатырей возвышаются над заросшим холмом, от этого они кажутся более могущественными. Хищные птицы ждут добычи, зловеще облетая долину, замершую в преддверии очередной битвы. Тучи низко нависают над ковыльной степью – быть беде, но отступать некуда, позади – Русь-матушка! Только тихо шумит ковыль да всхрапывает вороной конь Ильи Муромца.