Сложной найти человека, который не видел «Девятый вал» Айвазовского, настолько известная эта картина. Шедевр великого художника-мариниста, с упоением писавшего море во всех его проявлениях, в качестве образца представляют тем, кто хотел бы научиться изображать необузданную стихию. Уроженец Феодосии стал всемирно известным, благодаря картинам с изображением Черного моря, на берегу которого он проводил много времени, черпая вдохновение.
Чем известен Айвазовский?
Айвазян Ованес, сын армянского купца (при крещении получил русскую форму своего имени «Иван»), крымчанин, автор многих полотен на морскую тематику. В его творчестве всегда фигурировал один и тот же главный герой – море. В историю мировой живописи он вошел как знаменитый маринист и баталист. Айвазовский признан мастером своего направления в искусстве XIX века.
Пожалуй, это самый знаменитый художник армянского происхождения. Живописец, родившийся в 1817 году в Таврической губернии, писал морские пейзажи во всех проявлениях, включая батальные картины. Миру он больше известен как великий русский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский.
Он обладатель многих почетных званий и наград, включая звание академика и почетного члена Императорской Академии художеств, которую он закончил в молодости. В своё время он был известным живописцем при Главном Морском штабе Российской империи. В то время регион был известен крымскими войнами. Эта работа – «Смотр Черноморского флота в 1849 году».
Со временем Айвазовского признали почетным членом Академий художеств разных европейских городов, которые на то время были своеобразными центрами культурного развития:
- Париж;
- Амстердам;
- Штутгарт;
- Флоренция.
Работами выходца Таврической губернии восхищался весь мир. Имея всеобщее признание, Айвазовский предпочитал жить и работать у себя на родине – в Крыму. Здесь он продолжал писать восхитительные морские пейзажи, батальные сцены и даже версии того, как «Дух Божий носился над бездною» (сюжет из Библии). «Хаос. Сотворение мира».
Почему «Девятый вал» стал самой знаменитой картиной Айвазовского?
Художник много путешествовал, дружил и общался со своими коллегами-художниками, а потом снова с упоением писал море. Полотно «9-й вал» Айвазовского сразу признали неподражаемым и непревзойденным образцом. Иван Репин, друг великого мариниста долго молчал, рассматривая детали, потом вдруг воскликнул: «Да это же шедевр!»
Простой сюжет – рассвет после бури, но, сколько в нем надежды! Нельзя с уверенностью утверждать, пережил ли нечто подобное сам великий художник, но картина насыщенна эмоциями и сопереживанием.
Скорее всего, художник пережил не один большой шторм. Но именно это древнее суеверие древнеримских и античных моряков о губительной 9-й волне стало основой очередного сюжета. Свою лучшую картину «Девятый вал» Айвазовский завершил в рекордные сроки – всего 11 дней, не отрываясь от палитры и холста.
Удивительно, но его мастерство настолько отточено, что некоторые картины он успевал завершить за 1 неделю! Казалось, что он был неутомимым творцом своих шедевров, но море снова и снова вдохновляло непревзойденного живописца.
Картина Айвазовского кажется подсвеченной изнутри, настолько живо и натурально выглядит ее «освещение» красками. Современники даже подозревали, что он ставил свечу за полотном или добавлял в палитру флуоресцирующую краску (не была изобретена на тот момент). Никто из его учеников не смог повторить особый световой эффект мастера живописи, хотя волны рисовали на его уровне.
Какой тайный смысл видели в знаменитом шедевре?
Моряки во все времена были суеверными. Они могли полагаться только на милость Господа Бога и трепетать перед разбушевавшейся стихией. Согласно распространенному поверью, не каждая высокая волна могла принести гибель экипажу корабля.
Самым разрушительным был 3-й и 6-й вал, а 9-й и 10-й вал были губительными. И каждый моряк внутренне молился о том, чтоб пережить именно его – дальше шторм обычно начинал утихать.
Искусствоведы по-своему истолковывали образность и аллегории картины Айвазовского «Девятый вал». Одни говорили про «последнюю волну революций, пронесшуюся над Европой», другие видели «грядущие потрясения перед концом времен», который предрекали священники.
Однако великому мастеру не был присущ мистицизм, фатализм или символизм. Иван Айвазовский был братом архиепископа Армянской церкви, глубоко верующим человеком. Он просто любил изображать необузданную стихию во всех ее «ипостасях», забывая даже о еде во время очередной вдохновенной работы. Его «Муза» была радостной и увлеченной, он редко оставлял незавершенный полотна, разве только для срочной командировки флота.
Неизвестные детали знаменитой картины Айвазовского
Что изображено на полотне «Девятый вал» Айвазовского? Штормовое море после бури в предрассветный час. Солнце едва проглядывает сквозь рассеивающийся туман и легкие облака.
На обломках мачты пытаются спастись несколько моряков, оставшихся в живых после неимоверной бури. Но грядет еще одна волна, последняя, тот самый девятый вал, но кто уцелеет на этот раз?
Простой сюжет – жизнь на грани после кораблекрушения, но сколько здесь живых красок! Только всмотритесь великолепную игру солнечных бликов на животрепещущей морской поверхности.
Облака и небесная сфера прорисована не сине-голубой палитрой, как должно быть. Небо сливается с морем, больше напоминая драгоценные самоцветы с переливами в холодных лазорево-фиалковых тонах, разбавленных теплыми лучами солнечного света. Кажется, что именно это цветовое решение вселяет надежду на выживание в сердца нескольких изможденных человек под натиском мощной волны.
Оригиналы, копии и подражание великим мастерам
Известно, что Айвазовский, сделав небольшие наброски по композиции, начинал прорисовывать свои картины сверху. Завершив изображение неба за несколько часов, охотно брался за основную работу – море он писал с особым упоением.
Лучшее произведение великого мариниста – живописный холст маслом, размер 221х332 см. На мачте внизу авторская подпись «Айвазовскій 1850». Еще в студенческие годы художник мечтал написать нечто масштабное, величественное, будучи под сильным впечатлением от «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Однако за что бы он ни брался, люди и сюжеты всегда были только «фоном», а море – «главным героем».
Великий живописец мастерски изображал волны. Теплый свет, озаряющий выживших на мачте корабля, как бы дает надежду остатку экипажа, на которых вот-вот налетит последний девятый вал. Вполне возможно, что «Большая волна в Канагаве» Кацусика Хокусай – лишь слабое подражание Айвазовскому, но в типично «азиатской» манере.
Многие видели штормящее море, которое непреодолимо влечет к себе на полотнах великих мастеров живописи. Волны, готовые обрушиться на зрителя, преодолев пространство, манят к себе какой-то магической силой. А ведь это не просто солёная вода – стихия!
Где хранится знаменитый шедевр Айвазовского «9-й вал»?
Знаменитую картину «Девятый вал» у Айвазовского приобрели для экспозиции Эрмитажа. Написанное в 1850 году полотно стало одной из лучших работ современников. Она вошло в коллекцию шедевров Русского музея, открытого по указу императора Александра III в 1898 году.
Все галереи мира были бы готовы выкупить за любые деньги знаменитый холст, который никогда не выставлялся на самых престижных аукционах. Мировые войны и развал Советского Союза не смогли повлиять на то, чтобы «9-й вал» покинул пределы страны.
Утверждают, что в 1857 году Иван Константинович Айвазовский написал небольшую копию своей лучшей картины, или как сейчас принято говорить «реплику». Миниатюрный образец 28х42,2 см сегодня хранится в Государственном Художественном музее Алтайского края.
Подлинник размером 221х332 см хранится в Русском музее (Михайловский дворец), куда он поступил в 1897 году из Эрмитажа. Шедевр Айвазовского благополучно пережил несколько заграничных экспозиций и 2 реставрации.
На родине художника была открыта Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского. В ней выставлены не только работы великого мариниста, но и других, менее известных крымских художников – М.А. Волошина, К.Ф. Богаевского, А.И. Феслера (ученика Айвазовского) и др.
На выставке в Японии около 300 тысяч человек пришли посмотреть на уникальный живописный образец. Даже сдержанные японские ценители прекрасного приходили в восторг, впервые увидев картину Айвазовского «9 вал». Это было второе путешествие шедевра в Страну Восходящего Солнца, возможно, придет и третий запрос от их министерства культуры. А ученики и последователи Айвазовского будут и дальше писать копи знаменитого шедевра.