Масштабная катастрофа, которая случилась 30 лет назад, открыла глаза на опасность использования атомной энергетики, оставила огромный след не только на судьбах современников, но и многих поколений, которые проживают на территории Украины и в соседних странах. Последствия были настолько серьезными и масштабными, что не смогли оставить равнодушными людей по всему миру: уже три десятилетия Чернобыль, к сожалению, первое, с чем ассоциируется у иностранцев наша страна.
Оставив след не только в окружающей среде и в жизни людей, взрыв на ЧАЭС нашел свое место в искусстве: деятели искусства своими работами объединяют людей вокруг темы угрозы использования атомной энергетики, напоминают об ужасах катастрофы и выражают свое сочувствие всем пострадавшим.
Чернобыль в массовой культуре
Самыми ужасающими и иллюстративными были фото и иллюстрации трагедии непосредственно во время эвакуации людей и ликвидации аварии. Фотографы Юрий Косин и Виктор Марущенко были в зоне отчуждения в то время, когда это было опасно для жизни, смогли запечатлеть не столько техногенную, а катастрофу тела и сознания.
Чернобыльской трагедии посвящены множество книг, песен, отсняты документальные и художественные фильмы по всему миру. «Земля забвения», «Чернобыль. Зона отчуждения», «В субботу», «Аврора», «Распад» – лишь небольшой список художественных фильмов об аварии, рассказывающие о судьбах людей, которых коснулся взрыв на станции. Тема Чернобыля используется и в известных голливудских фильмах, например, «Универсальный солдат 3: Возрождение» и «Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны». Сам же город – призрак неоднократно использовался, как площадка для съемок клипов и короткометражек, например, мы можем наблюдать его в официальной видеоработе Pink Floyd — «Marooned».
Тема биологических мутаций: влияние Чернобыля на постсоветское и современное искусство
С начала 90-х и по сей день техногенная и биологическая катастрофа Чернобыля влияет на искусство, призывая задуматься о глобальных проблемах и их последствиях.
Критик Мария Хрущак отмечает: «После Чернобыля украинское искусство с головой ушло в мистику, оставшись при этом искусством живописным и изобразительным. Безумный страх перед будущим и возможными “деформациями” форм живого вызвал к жизни исключительно витальные и визионерские проекты…»
Роман Гуманюк. «Огни Припяти, или Тени Чернобыля»
Александр Кищенко. Гобелен «Чернобыль»
Юрий Никитин. «Чернобыльская Богоматерь»
Георгий Сенченко. «Сакральный пейзаж Питера Брейгеля»
Александр Ройтбурд. «Молочница из Бордо»
Кристина Катракис. «Омен». Из проекта «Зона»
Уличные граффити на стенах города – призрака
Рыдающие дети и кричащие люди – символичные и душераздирающие картины на стенах заброшенных построек выглядят живо и чувственно.
После того, как снимки граффити попали в сеть и стали популярными по всему миру, в зону отчуждения потянулись граффитисты с разных стран, которые захотели оставить свой след на стенах заброшенного города. Тем более что опустевший город – отличная площадка для уличных художников – никто не оштрафует за «вандализм», а коммунальные службы не закрасят труды граффиста. Современный Чернобыль становится арт — площадкой с мрачной историей, где уличные художники выражают свои мысли и напоминают всему миру об ужасах трагедии 1986 года.
Граффити к годовщине аварии
Инсталляция австралийского художника Гвидо ван Хелтен была сделана в честь годовщины аварии и в память о погибших ликвидаторах. Фото, сделанное Игорем Костиным во время аварии, украсило одну из стен пятого реактора.
Антонио Коррейя (Pantonio) — стрит-арт художник из Португалии изобразил на одной из стен улицы Центра города кроликов, которые символизируют возрождение всего живого на территории изолированной зоны. Сама же работа символизирует надежду на зарождение новой жизни после техногенной катастрофы в Чернобыльской зоне.